пятница, 9 сентября 2011 г.

Почему ручная работа стоит дорого

Привожу без изменений  статью автора отсюда http://www.myjulia.ru/article/21143/
Подписюваюсь под каждым словом, сталкивалась с подобными ситуациями, именно поэтому на заказ я тоже вяжу редко, чаще вяжу себе, а потом продаю.
Спасибо автору за понимание нашей рукодельной кухни!!!!
Итак сама статья-

Почему ручная работа стоит дорого

Почему ручная работа стоит дорого Мои ничего не умеющие подруги часто обращаются ко мне с просьбой что-то им сотворить: головной убор не могут подобрать по форме лица, или сумочка приглянулась на «Fashion-TV», какой у нас в магазине не достать. Я всегда внимательно выслушиваю их пожелания, но не всегда соглашаюсь принять заказ. Потому, что:
• Во-первых, некоторые задумки физически воплотить нереально без наличия специальных средств.
• Во-вторых, моё решение зависит еще и от человека, который обращается ко мне.
Да, вовсе не от сложности заказа, а от человека, который этот заказ делает. Для творческой натуры нет слишком сложной задачи, всё, что мудренее привычной работы, профессионал принимает, как вызов, как интересный опыт. Для рукодельницы нет слишком сложной работы, зато слишком сложные клиенты – увы, встречаются.

Вид первый: преобладающий. Я называю таких Незнайками. Девушка обращается с просьбой связать ей шапку. Разумный вопрос: а чего же она хочет? Классическую по форме, но красивой вязки? Обычной резинкой, но какого-нибудь забористого цвета? С отделкой, без? Беретку? Шапку-носок? С ушками? С помпонами? А девушка и сама не знает. Она уже перемерила кучу всего в магазинах, но ей абсолютно ничего не идет! Многие говорят, что ей к лицу береты, но она их терпеть не может. А всякие эти молодежные, с помпонами, кисточками – так просто бесят. В общем, придумайте что-нибудь, мастер, сотворите чудо! И что мне теперь ей вязать? Невольно возникает мысль, что у этой девушки совсем не с шапкой проблемы, и уж во всяком случае, не только с шапкой. Если она перемерила массу головных уборов, и ей ничего не понравилось, где гарантия, что ей понравится и моё Изделие? Как я могу быть уверена, что плод моих трудов не разочарует ее, как и все остальное, что уже побывало на ее голове и оказалось недостойно ее? Если ей не понравится, то лучше и не начинать. Нет ничего хуже, когда твое Изделие, Детище твое, вязанное вот этими самыми ручками, которое ты украшала тщательно и аккуратно, и которое считаешь вершиной рукодельного мастерства, попадает к человеку, которому не нравится. Даже если вы переворошили с заказчицей гору журналов советской и постсоветской эпохи в поисках нужного фасона и выбрали, наконец, то, что устраивает капризную модницу, еще не факт, что ей понравится результат. А скорее всего – не понравится. Шапка будет сидеть не так, как на картинке, и вообще, окажется не такой, как ожидала клиентка: или чересчур тонкой, или чересчур объемной, и к одежде не подойдет, и вообще, в картину окружающего мира не впишется. Такое надолго выбивает из колеи и отбивает охоту творить.

Разновидность вредных клиентов, противоположная Незнайкам: Всезнайки. Они обычно обращаются с конкретным пожеланием, часто даже с наглядным примером. Страница женского журнала или нахалка из соседнего отдела в обновке вдохновляют их на модные подвиги, и они бегут к швее с идеей наперевес и отрезом ткани, купленной в магазине после подробного изучения ее свойств в Интернете. Ни разу не державшие в руках иголки, они обстоятельно расскажут, на каком месте сделать вытачки и как правильно заправить в машинку челнок, чтоб нижняя нитками вензелями не пошла. Они сами все знают и не слушают доводов. Фасон для фигуры неподходящий? У нее коллега с точно такой же фигурой ходит в точно таком же платье, и всем нравится. Полоски полнят? Чушь, у нее имеется куча полосатых вещей, и ни одна ее не полнит. Купленная ткань не тянется и для этой модели не подходит? Ничего страшного, главное – аккуратно носить и бережно стирать. Встречаясь со Всезнайками, я всегда честно предупреждаю их о результате: в каком месте неподходящая ткань будет тянуть, и как будут выглядеть поросячьи ноги клиентки в платье выбранной ею длины. После чего обычно получаю ободряющий совет поменьше рассуждать и скорее приниматься за дело. Глупо надеяться, что образованная, но ничего не умеющая заказчица предоставит мне спокойно работать над ее заведомо неудачным Изделием. Она будет совать свой нос во все стежки и цитировать самоучитель по вышиванию. Если я решу, что надо распороть и немного переделать, Всезнайка попросит оставить. Если же ей самой покажется, что где-то надо доработать, тут уж не отвертишься. Причем, она часто даже не замечает, что после доработки Изделие выглядит так же, как и до нее. «Ну вот, я же говорила, так лучше!», довольно произносит она, вертясь перед зеркалом. По окончании такой стрессовой работы у меня обычно наблюдается творческий подъем и необычайный прилив сил. Творчество – это очень сильный позитивный энергетик, способный подавить в душе любые отрицательные импульсы, и я очень стараюсь. После таких клиентов просто необходимы положительные эмоции и какое-то оправдание перед совестью за то, что только вышло из-под твоей иглы.

Третий вид – Затейники – по причиняемой ими головной боли способен переплюнуть оба первые вида, но с ними хотя бы не соскучишься. Они не стоят на месте. Увидев где-то интересный фасончик, они начинают фантазировать, добавлять немыслимые детали, и, если рождение концепции наряда происходит в присутствии компетентного человека, то есть мастера, то надо сделать все, чтобы остановить творца. Иначе Изделие его мечты обрастет капюшоном, разрезом сбоку, карманом на спине, малиновой подкладкой, жутким количеством оборочек и перламутровыми пуговицами. После того, как поток креатива остановлен, надо быстро покупать сырье и приступать к работе. Потому что концепция может в любой момент перемениться и шить (вязать, вышивать, плести, украшать) придется совсем иное Изделие. В процессе ожидания встречи с Изделием мечты Затейники не останавливаются. Предвкушая сногсшибательный эффект от появления на людях в обновке, они не перестают пытаться сделать свой будущий наряд еще ослепительнее. Пока они не увидят свое готовое Изделие мечты, они будут постоянно думать о нем, и у них все время будут рождаться идеи по усовершенствованию концепции. Увидев по ТВ другой интересный фасончик, они попытаются привнести его детали в то, что уже наполовину сделано. Наткнувшись в магазине на «премиленькие кружева», они купят их, чтоб пришить к своей обновке. Готовьтесь отражать удары: к счастью, большинство из Затейников уважительно относятся к мастеру и прислушиваются к его мнению, да и заговорить зубы им очень легко, достаточно дать повод помечтать о новом Изделии, которое можно будет начать сразу после этого. Но бывают и исключения.
Помню, как я шила выпускное платье одной молодой девушке по имени Антонина. Она достала где-то совершенно сказочную ткань, мерцающую, струящуюся, с переливами. Просто грех было шить из нее какой-то сложный фасон, был большой риск «перегрузить» платье, которое просто обязано было получиться волшебным, как наряд Золушки. Я объяснила это будущей выпускнице, та сразу надула губки: конечно, желание быть самой красивой на выпускном балу свойственно всем, не то, что понятие о вкусе. Я все же убедила Тоню, что, если мы сделаем ей совсем простое платье с небольшим шлейфом, ее образ от этого ничуть не проиграет. Платье будет лаконичным, зато она сможет дополнить его такой пышной прической, какую только сможет придумать. Тоне такое решение понравилось, и она пошла на компромисс. Я приступила к платью, восторженно, боясь дышать на невесомую, похожую на иней ткань. Я всем успела рассказать, какое чудо я творю для клиентки. Только клиентке результат не понравился. И понеслось: сначала добавилось металлическое кольцо вокруг шеи (тогда это было модно). Затем Тоня попросила разрез спереди. Я плакала, портя свой шедевр. Когда девушка принесла какие-то золотистые шнурки (это к серебряному-то платью!), я отдала ей заказ и остатки ткани, и отказалась как от дальнейшей работы, так и от гонорара. На выпускном Тоня выглядела на мой взгляд, нелепо: платье обзавелось еще тремя разрезами, круглой дыркой на животе, зашнурованной золотой тесьмой, из остатков Тоня сшила какие-то жуткие полуперчатки. При этом она не забыла то, что я сказала ей о прическе и навертела на голове нечто наподобие кастрюли макарон. Думаю, в тот вечер где-то на заднем ряду зрительного зала пряталась еще неизвестная Жанна Фриске и тщательно срисовывала Тонин наряд, чтоб заказать себе кучу подобных и выступать в них на сцене. А мне было стыдно: я ведь уже всем растрезвонила, что я - автор этой «красоты».

Думаю, многим моим знакомым понятно, почему я так редко шью или вяжу на заказ. Я не смогла этим заработать, да и не пыталась никогда. Очевидно, мне все-таки больше нравится сам процесс, чем результат в материальном выражении. Я кучу Изделий раздарила подругам и сестрам, о чем не жалею. Тех, кто кормится своими умениями, не осуждаю, но и не завидую им. У этих людей просто очень крепкие нервы, а я – другая. Я могу бесконечное количество раз распускать вязание, если мне кажется, что выходит не то. Но моё сердце не выносит необходимости портить удачную вещь, если того хочет заказчик. Нас ведь много, и у каждого свои представления и о красоте, и о моде, и о собственной фигуре. И все же, обращаясь к портнихе или мастеру вязания, доверяйте ей побольше. Поверьте, эти люди смотрят на нас немного другими глазами. И, если безропотно соглашаются вырезать декольте «до пупка» по Вашей просьбе, это не говорит о том, что им все равно, и что в данный момент сердце у них не обливается слезами оттого, что приходится портить хорошее. Прислушайтесь к ее совету, ведь чаще всего, если модистка говорит «чуть длиннее», это значит не «до пят», а всего лишь на пару сантиметров, а вид от этого будет совсем другой. Обсудите с ней то, что вы хотите получить, задайте вопросы. Если человек общается каждый день со многими людьми, он сам того не замечая, становится психологом. Поговорите с мастером, дайте составить впечатление о себе, это не помешает. Почувствовав Вашу волну, ей будет проще понять, как для Вас шить. Это не пустые слова, я знаю людей, которые годами обшиваются у одной портнихи и всегда довольны.
И помните: долго служит та вещь, которая сделана с душой. А это невозможно, если Вы в первую же минуту настроите мастера против себя, показав себя Незнайкой, Всезнайкой, Затейницей, или любым другим, неизвестным природе видом вредного клиента.
lucy-soprano   21 января 2009 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...